Dieselgate — скандал с потенциалом

Если бы приз за корпоративный скандал года был присужден, то в 2015 году он, несомненно, перешел бы в Volkswagen, пишет БТА. Крупнейший производитель автомобилей в Европе, второй по величине производитель автомобилей в мире в 2014 году, был уличен в манипулировании данными испытаний, проведенных на его дизельных автомобилях в США.

Скандал вызвал сомнения относительно морального духа в автомобильной промышленности в целом, а также бросил тень сомнения на перспективы экономики Германии. Счета за ущерб Volkswagen и ответственность за мошенничество еще не закончились. Однако то, что произошло, дало толчок новым идеям и поведению в автомобильной промышленности.

Dieselgate взорвался на автосалоне во Франкфурте в сентябре. Затем Агентство по охране окружающей среды США (EPA) обнаружило, что дизельные автомобили Volkswagen и Audi, проданные в период с 2009 по 2015 год, выделяют в 40 раз больше, чем допустимый оксид азота, который превращается в токсичный диоксид азота в результате реакции с кислородом. в атмосфере.

Регулирующий орган объяснил, что автомобили были оснащены программным обеспечением, способным распознавать, когда автомобиль находился в условиях испытаний, и, изменив его поведение, снизил фактические выбросы оксида азота до определенных стандартов только на время проведения испытаний.

Volkswagen признал, что около 11 миллионов автомобилей по всему миру оснащены программным обеспечением. Среди них 5 миллионов автомобилей Volkswagen, 2,1 миллиона автомобилей марки Audi и 1,2 миллиона автомобилей с логотипом Skoda. Географически распределение выглядит следующим образом: 8,5 млн автомобилей в Европе, из них 2,4 млн в Германии, США — около 500 000, дизельные машины в Индии 324 000, в Австралии — около 100 000, в Южной Корее — около 120 000 машин. .

Количество пострадавших автомобилей в Болгарии составляет 5700 — 3500 автомобилей Volkswagen, 900 фургонов той же марки и 1300 автомобилей марки Audi. Все они оснащены дизельным двигателем EA 189.

Изначально скандал касался более массовых автомобилей с небольшими двигателями — 2,0 л, 1,6 л и 1,2 л. Однако регулирующие органы США затем обвинили Volkswagen в манипулировании выбросами по меньшей мере 10 000 внедорожников Audi, Porsche и Volkswagen с 3,0-литровыми дизельными двигателями Be 6 (V6). Volkswagen сначала отрицал, но позже признал, что эта «ветка» Dieselgate затронула 85 000 автомобилей.

В ноябре компания, которая борется с самым тяжелым кризисом за свою 78-летнюю историю, сообщила о втором нарушении экологических норм. Внутренняя проверка выявила расхождения между задокументированными и фактическими выбросами углекислого газа и расходом топлива 800 000 автомобилей в Европе. Однако в этом месяце Volkswagen значительно скорректировал это число, сократив его до 36 000.

Дополнительные затраты в десятки миллиардов долларов

Первоначальные сметы расходов, связанных со скандалом, изъятием автомобилей, судебными разбирательствами, ремонтом, компенсациями, составляют десятки миллиардов долларов. Только Агентство по охране окружающей среды имеет право наложить штраф в размере 37 500 долларов за каждую затронутую машину с максимальной суммой до 18 миллиардов долларов. От Южной Кореи до Бразилии штрафы для компании льются проливным дождем, равно как и судебные иски. На общую сумму аналитики дают разные оценки — от 20 до 40 миллиардов евро.

В начале следующего года Volkswagen начнет отозвать миллионы автомобилей и выделил 6,7 млрд евро на покрытие расходов, связанных с Dieselgate. Это повлияло на финансовые результаты, объявленные в октябре: компания впервые за 15 лет сообщила о квартальном убытке в размере 2,5 млрд евро.

Кроме того, автопроизводитель сокращает капитальные затраты впервые с 2009 года, когда разразился мировой финансовый кризис. Генеральный директор компании Маттиас Мюллер объявил в ноябре, что в 2016 году автомобильный гигант сократит свои инвестиции до 12 миллиардов евро, что примерно на 1 миллиард меньше, чем в среднем за предыдущие годы. В концерне предупредили, что в текущем году его чистая прибыль будет ниже, чем в 2014 году.

Продажи Volkswagen

Глобальные продажи основного бренда автопроизводителя в ноябре упали на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За одиннадцать месяцев года продажи упали на 4,5 процента до 5,34 миллиона автомобилей и вряд ли превысят прошлогодние 6,12 миллиона автомобилей. Несмотря на Dieselgate, продажи в ноябре выросли на рынках Европы и Азии. В Китае, крупнейшем рынке Volkswagen, продажи выросли на 8,6% до 247 000 автомобилей в год. В Северной и Южной Америке, а также в России бренд Volkswagen сообщил о резком снижении продаж в годовом исчислении. Автомобильный гигант сообщил о снижении продаж в США, где в ноябре они упали на 25 процентов, а в Японии — на 30 процентов в годовом исчислении.

В общей сложности немецкий концерн, объединяющий 12 брендов, включая мотоциклы Ducati, грузовики Scania и супер-роскошные автомобили Bugatti, потерял в рыночной стоимости около 9 миллиардов евро после того, как в середине сентября было объявлено о манипуляциях.

И хотя руководству Volkswagen придется отказаться от корпоративного самолета Airbus A319, они не расстанутся ни с одним из брендов концерна. Кроме того, Мюллер пообещал защитить рабочие места компании по всему миру.

Предприняв чрезвычайные усилия, чтобы вернуть доверие потребителей, Volkswagen извинился перед Dieselgate и начал раскрывать дело в поисках ответа на вопрос, как возник скандал. На прошлой неделе председатель совета директоров Ханс-Дитер Пёх объявил частичные результаты внутреннего расследования. Он сказал на пресс-конференции, что в 2005 году инженеры компании не смогли найти техническое решение для испытаний оксида азота в США за то время и бюджет, которые у них были, и поэтому выступили с предложением о программном обеспечении, которое манипулирует данными испытаний. в лабораторных условиях.

Печ подчеркнул, что это была не единовременная ошибка, а серия ошибок, которые не были прерваны в любой момент времени, и пообещал, что виновные будут привлечены к ответственности. Он подтвердил, что девять менеджеров были временно освобождены из-за возможного участия в схеме. По его словам, за скандалом стоит небольшое количество сотрудников, и пока нет никаких признаков того, что члены совета директоров были непосредственно замешаны. Расследование компании будет продолжено.

В результате скандала произошли многочисленные смены руководящих должностей в концерне, самой значительной из которых стала отставка тогдашнего генерального директора Volkswagen Мартина Винтеркорна. Он взял на себя ответственность за это дело, но сказал, что ничего об этом не знал. На его место был назначен 62-летний Маттиас Мюллер, глава марки Porsche.

Угроза крупнейшей экономике Европы

В начале Dieselgate аналитики предупреждали, что кризис автопроизводителя может стать самой серьезной угрозой для первой экономики Европы.

Неожиданно, Volkswagen стал более серьезным риском для экономики Германии, чем греческий долговой кризис, заявил в сентябре Рейтер Карстен Бжески, главный экономист ING.

В Volkswagen работает 750 000 человек в Германии. В 2014 году выручка трех автомобильных гигантов — Volkswagen, Daimler и BMW — составила 413 млрд евро, что намного превышает федеральный бюджет Германии в размере 300 млрд евро.

В разгар скандала канцлер Германии Ангела Меркель призвала зеленое лобби не осуждать автомобильный сектор в целом, предупредив, что это может поставить под угрозу тысячи рабочих мест. Она описала «Дизельгейт» как «решительный». Однако Меркель добавила, что ущерб от скандала не настолько велик, чтобы предположить, что Германия больше не является хорошим местом для ведения бизнеса.

Вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль призвал расследование эко-скандала не превращаться в кампанию против отрасли в целом.

Жадность питает Dieselgate

Однако министр финансов Вольфганг Шойбле предупредил сектор, что в основе скандала лежит жадность. «Это жажда славы, признания», — сказал он информационному агентству Deutscheland. «Все хотят быть самыми большими», — добавил Шойбле, имея в виду усилия Volkswagen по опережению Toyota в качестве крупнейшего производителя автомобилей в последние годы. В свете скандала Шойбле предсказал серьезную реорганизацию компании.

Некоторые аналитики уже давно призывают Volkswagen сократить расходы и стать более эффективными, поскольку рентабельность компании от одноименного автомобиля массового потребления отстает от прибыли конкурентов. Они намекнули, что скандал с выбросами может позволить менеджменту навязать изменения, против которых могли бы выступить влиятельные профсоюзы.

Уроки

Помимо реформ в самой компании, Dieselgate также предлагает неизбежные изменения в автомобильном секторе в целом. Говорили о введении более строгих тестов на вредные выбросы от автомобилей в ЕС, чтобы изменить способ их проведения. В октябре европейские страны достигли принципиального соглашения об использовании дорожных испытаний с 2017 года для определения выбросов парниковых газов от дизельных автомобилей в дополнение к лабораторным испытаниям. Новый режим испытаний ужесточит стандарты для дизельных автомобилей, но, согласно достигнутому компромиссу, будет много места для маневра между лабораторными результатами и максимально допустимым уровнем выбросов в реальных условиях.

По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), новые дорожные испытания для дизельных автомобилей заставят производителей снимать модели с рынка раньше, чем планировалось, и им будет сложнее достичь цели по сокращению выбросов углерода к 2021 году, поскольку дизельные автомобили выделяют на 15-20% меньше углекислого газа, чем бензиновые двигатели.

Выступая перед немецкой газетой Handelsblatt, генеральный директор BMW Харальд Крюгер сказал, что цели ЕС по расходу топлива и выбросам на 2020 год и далее могут быть достигнуты только с помощью дизельного топлива. По его словам, однако, наступит время, когда адаптировать дизельные двигатели к все более жестким экологическим нормам станет экономически невыгодно. «Тогда электричество будет играть решающую роль», — добавил Крюгер.

Это видение будущего Volkswagen, который отстает от своих конкурентов в сегменте электромобилей. В рамках плана в ответ на Dieselgate компания намерена разработать новые гибридные и электрические автомобили. Следующая версия топовой модели Volkswagen — роскошный седан Phaeton — будет иметь электродвигатель.

Маттиас Мюллер сказал, что Volkswagen увеличит расходы на альтернативные технологии, такие как гибриды и электромобили, на 100 миллионов евро в следующем году по сравнению с предыдущими целями.

Спустя почти три месяца после вспышки болезни Дизельгейт остается много вопросов, на которые нет ответа, и потребуется время, чтобы их найти. Однако немецкий автомобильный гигант медленно, но верно проясняет неопределенности, связанные со скандалом, и объявляет о смелых планах на будущее. В этом смысле Dieselgate определенно оказал катарсическое воздействие на производителей автомобилей, как морально, так и технологически.